598474ea

Драбкин Артем - Война И Мы 3



АРТЕМ ДРАБКИН
Я ДРАЛСЯ НА ИЛ2
ВОЙНА И МЫ – 0
Аннотация
Книга Артема Драбкина «Я дрался на Ил2» продолжает серию основанных на собранных автором записях и интервью книг. В этой книге читатель встретится с летчикамиштурмовиками, стрелками и механиками, воевавшими и обслуживавшими легендарный штурмовик Ил2.

Полные драматизма штурмовки и воздушные бои, требующие от летчика концентрации всех навыков, опыта, воли, вынужденные посадки и полеты в сложных метеоусловиях, нервное напряжение перед атакой, потеря товарищей и быт летчиков — все эти аспекты жизни летчиковштурмовиков на фронтах Великой Отечественной оживают в рассказах ветеранов. В своих воспоминаниях они делятся с нами и тактическими приемами, позволявшими выжить в бою, и небольшими радостями, доступными летчикам после успешного боевого дня.
По материалам сайта «Я помню» www.iremember.ru
От автора
Материал для этой книги собирался в период 2001—2005 годов. За это время я опросил около двадцати ветеранов, воевавших в штурмовых авиаполках.

Сбор материала был достаточно трудным в силу того, что боевой вылет штурмовика состоит из рутинных действий, отработанных летчиком до автоматизма. Такие вылеты легко стираются из памяти.

Очень ярко запечатлеваются моменты, когда рутинность нарушается, самолет подбит или отказал двигатель и требуется принять решение в считаные секунды. Как сказал Герой Советского Союза Н.И.

Пургин: «Ты знаешь, полеты все одинаковые, тут рассказать нечего: взлет, сбор, пришли на цель, атаковали „по ведущему“ и ушли. Запоминаются вылеты, в которых происходило чтото неординарное».

На это свойство человеческой памяти накладывается и тот факт, что собственно бой продолжается очень короткий промежуток времени, пятьпятнадцать минут. Все это вместе приводило к тому, что рассказ летчиков сводится к перечислению вылетов, где ему «досталось», он садился на вынужденную и так далее.

Стараясь избежать простого перечисления фактов, я постарался основной акцент поставить на вопросах моральнопсихологического состояния летчиков перед вылетом, в процессе его выполнения и после него. Показать жизнь летчика на фронте, взаимоотношения с товарищами, организацию быта. Естественно, не обошел я стороной и вопросы отношения к вверенной летчикамштурмовикам технике — самолету Ил2.
Книга заканчивается статьей замечательного исследователя штурмовой авиации ВВС РККА периода Великой Отечественной войны Олега Растренина «Главная ударная сила», которая позволяет сопоставить личные воспоминания ветеранов с архивными материалами и данными. В ней читатель сможет найти объяснения вопросам, поднятым ветеранами, о боевом применении Ил2, подготовке летчиковштурмовиков, эффективности и потерях.
В заключение я хотел бы высказать свою благодарность жене Ире за помощь в подготовке рукописи.
Хухриков Юрий Михайлович
(566й ШАП, летчик, 84 б/в)
Я коренной москвич в четвертом или даже пятом поколении. Мои предки были дорогомиловскими ямщиками, а прадед, Степан Хухриков, даже был их старшиной. Родился я в 1924 году в семье военного, участника пяти войн, бывшего офицера сначала Царской, а затем Красной Армии.

Жили на Чистых прудах, напротив «Колизея», сейчас это Театр «Современник». Учился в 311й школе, которая находилась в Лобковском переулке, переименованном в переулок Макаренко. Со мной в школе учились Юрий Нагибин и Женя Руднева.
В 1940 году, еще учась в средней школе, я поступил в аэроклуб Бауманского района. Меня не брали, говоря, что еще мал, но я добился своего, и меня оставили при усл



Назад



44