Дружников Юрий - Жанр Для Xxi Века
Юрий Дружников
Жанр для XXI века
"- Paul! - закричала графиня из-за ширмов, - пришли мне какой-нибудь
новый роман, только пожалуйста не из нынешних.
- Как это, grand'maman?
- То есть такой роман, где бы герой не давил ни отца, ни матери и где
бы не было утопленных тел. Я ужасно боюсь утопленников!
- Таких романов нынче нет. Не хотите ли разве русских?
- А разве есть русские романы?.. Пришли, батюшка, пожалуйста, пришли!"
А.Пушкин. Микророман "Пиковая дама".
Заметки эти возникли после перечитывания Гилберта Честертона, который
сказал, что искусство -- это всегда некое ограничение, и смысл картины
заключен в ее раме. Жанр и есть рама, в которой писатель выставляет перед
читателем свой реализованный замысел. Автор и только он определяет размеры
рамы, обозначив свой жанр. Даже если жанр не обоснован, писатель, в отличие
от теоретика литературы, имеет право на некоторую долю абсурда, или, как
сейчас говорят, непонятку, -- иначе скучно жить и, тем более, писать.
Хрестоматийные примеры, какую ни подводи научную базу, являют нам
авторский субъективизм. "Мертвые души" -- стали поэмой по воле Гоголя.
"Повести покойного Ивана Петровича Белкина", названные так автором --
рассказы. Однако в сопровождающем рукопись письме к издателю Плетневу Пушкин
называл повести сказками.
Пушкин поименовал "Медного всадника" петербургской повестью, а в конце
вступления к поэме -- сам же назвал рассказом. "Евгений Онегин" по
байроновским моделям -- поэма, не роман, но это, конечно же, роман в стихах,
состоявший, согласно замыслу автора, из песен.
"Герой нашего времени" выходил отдельными повестями, а целиком
Лермонтов издал его с подзаголовком "Сочинение", хотя это роман в рассказах
или, скорее, в новеллах с элементами дневника путешественника. "Яма" Куприна
-- повесть, хотя объем ее равен двум современным романам. "Бедные люди"
Достоевского и "Один день Ивана Денисовича" Солженицына -- по жанру
классические повести, хотя в американской славистике называются романами.
"Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева являет собой рассказ (пьяную исповедь о
коротком вояже), а назван автором "поэмой", что исчезло не по авторской
воле, и лишь позже восстановлено.
Пастернак, работая над "Доктором Живаго", в начале пятнадцатой части
назвал свое произведение "повестью", а в письмах "романом в прозе", "большой
прозой" и "большим письмом" . Жанр этого произведения, по мнению Е.Зотовой,
"можно определить как псевдовоспоминания, воспоминания о вымышленных
современниках".
"Мать Горького" -- повесть, но произведена в романы, чтобы исток
соцреализма выглядел солиднее. "Жизнь Клима Самгина", считавшуюся другим
классическим образцом не просто романа, но -- "романа социалистического
реализма" (особый термин, см. например: "Словарь литературоведческих
терминов, 1974), Горький тоже назвал повестью. И действительно, в раму
романа это медленное, перегруженное второстепенными деталями повествование
толщиной 2077 страниц не втолкнешь. Для "Самгина" был также придуман
специальный жанр "монументальная повесть". А жанр романа "Чапаев", которым
заложены "основы эпической формы в советской прозе" не сильно образованный
автор его Дмитрий Фурманов определил как "очерк".
Примеры можно продолжать нанизывать на этот шампур. Трудно не
согласиться со словами Л.И.Тимофеева, сказанными (подчеркну это) еще в
шестидесятые годы: "В нашей критике иногда к жанровым определениям подходят
как к табели о рангах и отнесение, скажем, "Чапаева" Д.Фурманова к числу
повестей